Создание мини-музеев в детском саду – один из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства, природы. Тематика мини-музеев в нашем ДОУ различна: «Игрушки», «Мишки», «Пуговка», «Березонька», «Хлеб», «Опавшие листья».
Важно, что в их создании участие принимали и сами ребята и их папы, мамы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиций, выполняют с детьми различные поделки, собирают коллекции.
В наших музеях не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в игре.
Во второй группе раннего возраста «Пчелки» (воспитатели Рачителева О.А., Анисимова Г.Н.) создан мини-музей «Игрушки». Здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, самолеты). Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развивается моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание.
Мини-музей «Мишки» создан в младшей группе «Барбарики» (воспитатели Семенова С.Ю., Перепечкина Л.В.). Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о объекте живой природы- медведе, для познавательно - речевого развития детей и художественно творческих навыков. В ходе игры дети запоминали цвет, названия, величину, повадки, места обитания представителей семейства медведей. Экспонаты музея используются детьми как в игровой деятельности, так и для проведения различных занятий, развлечений, досугов.
В младшей группе «Звездочки» (воспитатели Агафонова Н.В., Богачкина Ю.П.) создан мини-музей «Пуговка». Во время работы музея дети подробно познакомились с простым предметом- пуговицей. Дети узнали об истории пуговицы, рассматривали строение, внешний вид, уточняли и расширяли знания о назначении пуговиц. Создание мини-музея позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают.
В средней группе «Ягодка» (воспитатели Логинова Г.В., Омеленюк Т.В.) создан мини-музей «Березонька», который стал результатом проекта «Путешествие по экологической тропинке». Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
В мини-музее «Хлеб» старшей группы «Радуга» (воспитатели Петрухина И.С., Енжаева Т.В.) представлены образцы злаковых культур нашей Родины, что дает возможность познакомить детей с такими привычными вещами, как хлеб и с тем, как он растет. Во время экскурсий дошкольников знакомят с орудиями сельскохозяйственного труда, как в прошлом, так и в настоящем. Дети в музее занимаются практическими исследованиями: толкут в ступке зерно, мелют в жерновах муку, замешивают тесто и выпекают хлеб. Педагоги рассказывают детям, что на Руси по традиции встречали дорогих гостей хлебом с солью.
В подготовительной группе «Солнышко» (воспитатели Шабунина Л.Е., Никитина Т.А.) создан мини-музей «Опавшие листья», посвященный одному из компонентов природы. Мини-музей находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам. Вот некоторые из них.
Раздел "Дерево загадок".
Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки.
Раздел "Листья лечат".
В этом разделе расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, мята. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.
В уголке самостоятельной деятельности находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:
- подбери пару (плод - лист) ;
- подбери к дереву соответствующий лист;
- узнай лист по его тени.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, то в наших мини-музеях он – соавтор, творец экспозиций. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателей, родителей, детей. |