Ваш ребёнок идёт в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой.
Подготовка к школе должна проходить в психологически бесконфликтной атмосфере. Нужно сделать так, чтобы пока школа ещё впереди, ребёнку она представлялась заманчивой, загадочной, «взрослой». Восторженные фразы родителей и воспитателей: «Ты уже большой! Ты скоро пойдёшь в школу! Там так интересно!»- укрепляет уверенность ребёнка в том, что учиться увлекательно.
Очень важно понять, насколько малыш приспособлен к окружающему миру, к жизни, пока он ещё не переступил порог школы.
Ребёнку, готовящемуся к школе, особенно если он скромен, боязлив или же гиперактивен , неспокоен, необходимы специальный игровой практикум по общению, психогимнастика . Приведу несколько примеров:
1.С помощью мимики и жестов загадывать названия профессий, животных, игрушек, предметов мебели и т. п.
2. « Не вставая со стула, «покажите» как сидят…» (обезьяна, кассир на своём рабочем месте, царь на троне, пчела на цветке, поросёнок на кактусе, побитая собака и т. д.
3. «Игрушка»- походите по комнате так, как будто вы были стеклянным, резиновым, надутым как резиновый шар, песочным, деревянным, плюшевым…..
4.Произнеси «Да» - Громко , злобно, тихо, растянуто, нежно, заикаясь, удивлённо, задумчиво.
5. «Закрепление и воспроизведение различных эмоций». Ребёнок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
Например, читаю стихотворение. Еф. Юдина «Вот какой малыш».
Ох, как плачет малыш - А уж слезы текут -
Что медведь рычит. Будто дождик льёт.
А смеётся малыш - Улыбнётся малыш - Что ручей журчит. Буд-то солнце взойдёт.
Вот какой малыш-
Сын мой.
Будущий первоклассник, психологически подготовленный к новым условиям школьной жизни, осознаёт важность изменения своего статуса. (« Я уже ученик») Он готов к выполнению требований учителя, умеет правильно построить свои отношения со сверстниками, следовать новому режиму дня.
Обязанность родителей сделать так, чтобы правильный режим дня не стал новостью для их сына или дочки. Если ребёнок приучен ежедневно просыпаться утром в определённый час, он вовремя и легко встаёт. Привычка ложиться спать в одно и то же время, помогает быстро и крепко засыпать. Она крайне необходима будущему первокласснику.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. Реальная готовность к обучению у детей включает следующие составные части:
1) развитие речи;
2)память;
3)мышление (интеллектуальных способностей);
4) подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики руки); 5) развитие внимания;
6) одарённости, то есть способности личности к творчеству;
7) расширение знаний об окружающем мире.
Развитие речи.
Словарный запас детей данного возраста, хорошо владеющих речью, обычно более трёх тысяч слов. Но чтобы ребёнок обладал таким словарным запасом, следует систематически его расширять. Развивать речь ребёнка - вполне посильная для родителей задача. Читая ли книжку, рассказывая сказку или просто беседуя с ребёнком, необходимо обращать его внимание на редко встречающиеся слова. Для того, чтобы ребёнок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь, нужны стимулы для разговора. Ими могут стать поездка, прогулка в лес, поход в музей, театральная постановка и новая игра. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всё-таки должен дать выговориться ребёнку.
Игры и упражнения для развития речи.
«Загадка»
Внимание! Что за зверь лесной встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы.
Задание. Какими словами можно рассказать про зайца?
Хитрый, пушистый, шустрый, умный, быстрый, трусливый, осторожный, всех боится, зимой белый , а летом серый, скачет, бегает, может запутывать следы, ест кору, любит морковку .
«В мире слов».
Можно попросить ребёнка: «Назови все свои игрушки»,
«Вспомни слова, которые обозначают транспорт», «Опиши лето, осень, зиму, весну».
«Рассказ по картинке».
Нужно специально учить ребёнка составлять сюжетный рассказ по картинке. При этом следует объяснить, как подбираются синонимы, эпитеты.
«Пересказ».
Попросите ребёнка пересказать вам сказку, которую недавно ему читали (как будто вы забыли её содержание), мультфильм, который он смотрел без вас.
Тренируем память.
Несколько примеров: игры, задания и упражнения, которые помогут развить память детей, сделать её более эффективной.
«Картинка».
Предложите ребёнку картинку с разнообразным сюжетом. Рассмотрите её внимательно. Уберите картинку. Задайте ребёнку вопросы по сюжету, цветовой гамме и мелким деталям.
«Овощи и фрукты».
( На развитие осязательной памяти).
Положите перед ребёнком на тарелку разные фрукты и овощи: яблоко, апельсин, лимон, грушу, картошку, свёклу. Закройте ему глаза. Пусть он по очереди берёт с тарелки один фрукт за другим, ощупывает, угадывает его и откладывает в сторону. Когда тарелка будет пуста, попросите ребёнка, не открывая глаза, вспомнить в каком порядке он брал с тарелки фрукты и овощи.
«Игра в слова».
Обратитесь к ребёнку: « Сейчас я назову несколько слов, постарайся их запомнить. Внимание!
Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!»
Если ребёнок испытывает затруднения, подскажите ему, что эти слова можно разделить на группы: « Вспомни сначала животных, потом предметы мебели».
«Образная память».
Разлинуйте лист бумаги на квадратики, размером 3х3 см., и нарисуйте в каждом из них по порядку: треугольник с кружком внутри, цифру 2, пистолет, букву В , дом, мяч, ёлку, машину, гриб, корабль, кота, часы, формулу С О 2, бабочку, топор, кубик. Рисунки делаются карандашом, без художественных излишеств.
Покажите эту таблицу ребёнку на 20 секунд, затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать, назвать или нарисовать). Норма-6 более правильно воспроизведённых образов.
Упражнений для воспроизведения памяти великое множество. Память нужно развивать и в обычных обстоятельствах, общаясь с ребёнком. Например, после посещения зоопарка: «Каких животных ты видел?»,- или, читая книги, или разучивая стишки к празднику, или вспоминая какую-то забавную историю.
Развиваем мышление.
Игры и задания для развития интеллектуальных способностей.
«Загадки».
Загадки - это один из видов упражнений для знакомства с признаками предметов.
Например:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж).
Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы).
Не лает, не кусает, а в домне пускает (замок).
Посреди поля лежало зеркало - стекло голубое, рама зелёная (озеро).
Дети очень любят сами придумывать загадки. Поощряйте их инициативу.
«Открытки».
Положите на стол несколько (5-7) открыток с изображением цветов, пусть только на двух из них будут одинаковые цветы, например розы (но не две совершенно одинаковые открытки).
Ещё одно важное умение - научиться классифицировать предметы. Поставьте перед ребёнком ряд предметов ( или картинок с их изображением) одной группы: посуду, игрушки, школьные принадлежности, фрукты. Попросите назвать каждый предмет в ряду. Например, перед ним чашка, стакан. Какие общие признаки их объединяют? Как назвать эти предметы одним словом?
Учить ребёнка нужно не только по картинкам или используя реальные вещи, необходимо знакомить его с такими понятиями, как страна, время года.
Дети дошкольного возраста должны учиться понимать количественные и качественные соотношения предметов. С помощью старших они смогут познакомиться с такими категориями, как меньше и больше, выше и ниже, ближе и дальше, короче и длиннее.
«Где игрушки».
Разместите вокруг ребёнка несколько его любимых игрушек (5-6). Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребёнку сообщается только её местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
Развитию мышления способствует обучение составлению схем, планов местности. Например, вы можете составить схему, которая будет определять дорогу домой из детского сада, или схему по которой «Колобок» путешествовал по лесу.
«Готовим руку к письму».
Сейчас большой выбор пособий, которые предназначены для подготовки руки ребёнка к письму. По своей сути они напоминают всем знакомые прописи, однако зачастую построены более увлекательно, оригинально. Такие пособия пригодятся ребёнку непосредственно перед школой. Однако существуют и другие способы развития мелкой моторики руки: лепка, раскрашивание, конструктор, аппликация.
«Учимся быть внимательными».
«Найди отличия».
Предложите ребёнку две картинки, одна из которых незначительно отличается от другой. Картинки вы можете нарисовать сами или найти в детских журналах.
«Запомни, что увидел».
Подготовьте и разложите на столе 10-12 предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них несколько секунд, потом, отвернувшись, перечислить предметы, которые запомнил.
«Мозаика».
Разрежте любую картинку, открытку, крышку коробки от конфет на несколько деталей. Попросите ребёнка собрать картинку. Очень удобно использовать игры - мозаики (пазлы ).
«Воспитываем одарённость».
Выполняя задания по развитию одарённости, занимаясь творчеством, ребёнок учиться оперировать неожиданными свойствами предметов, не бояться ошибиться, высказывать самые невероятные идеи. У него появляется уверенность в себе.
«Кто больше».
Суть игры заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов использования различных предметов, например газеты, кастрюли, чашки и т. д. Эти способы можно просто назвать или нарисовать. Чашку, например, можно использовать как абажур для лампы, как подсвечник, как ночной горшок для куклы, из разбитой чашки можно сложить мозаику и т. д.
«Карнавал».
Нарисуйте на листе бумаги зверей. Лису, медведя, зайца, тюленя и др. Предложите ребёнку нарядить их для карнавала, используя цветные карандаши, краски, цветную бумагу.
«Небылицы».
Попросите ребёнка пофантазировать, придумать небылицу, если ему трудно, объясните, что это означает. Придумайте первую фразу к небылице или говорите предложения с ребёнком по очереди.
«Расширяем знания об окружающем мире».
Основными способами остаются два: наблюдение и чтение. Нужно учить ребёнка черпать как можно больше информации. Гулять чаще в парке, лесу. Больше внимания уделять эстетическому воспитанию, бывать в картинных галереях, на детских выставках, посещать театры. Обсуждать то, что ребёнка заинтересовало.
Хорошо сходить с ребёнком в библиотеку, там огромное количество книг и журналов, изданных под девизом: «Я создаю мир». Они очень пригодятся на занятиях.
Не забывайте о художественной литературе. Дошкольникам обычно очень нравятся книги, герои которых животные.
Пожелания родителям будущего первоклассника.
1.Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если « вчера» предупреждали.
2. Не торопите. Умение рассчитывать время - ваша задача, и если она вам плохо удаётся, это не вина ребёнка.
3.Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много поработать.
4.Ни в коем случае не предупреждайте ребёнка на прощание: «Смотри не балуйся!»- «веди себя хорошо!» ; «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. д.
Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
5.Забудьте фразу: «Что ты сегодня получила?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните себя, когда вы приходите домой после работы). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не говорите, что у вас нет времени, выслушайте, это не займёт много времени, иначе ребёнок может замкнуться в себе и вы уже будите удивляться: «Почему он такой».
6.Если вы видите, что ребёнок чем-то огорчён, но молчит, не пытайте его, успокоиться и сам всё расскажет.
7.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устроить ребёнку взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. И никогда не ругайте тут же ребёнка, вдруг кто- то из класса заметит это, а ваш малыш будет чувствовать себя униженным.
8.После школы не торопитесь сажать ребёнка за уроки, необходимо два-три часа отдохнуть (в первом классе лучше всего поспать) для восстановления сил. Лучшее время для уроков с 15- до 17 часов.
9.Не заставляйте первоклассника сразу делать все уроки, каждые 15-20 минут необходим десятиминутный перерыв, лучше, если он будет подвижным.
10.Во время приготовления уроков не стойте у ребёнка над душой. Дайте ему подумать самому, но уж если ваша помощь нужна, наберитесь терпения. «Не волнуйся, всё получиться!», «Давай разберёмся вместе!», «Я тебе помогу!». Похвалите , если на ваш взгляд даже не очень получается . При этом надо помнить, что дети маленькие хитрецы, и мама должна научиться понимать, когда ребёнку действительно что-то непонятно, а когда он просто хочет, чтобы ему разжевали, в рот положили, и желательно « проглотили» за него.
11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то……..». Иногда условия становятся вне зависимости от ребёнка невыполнимыми, и вы можете оказаться в трудном положении. Никогда не говорите: «Если ты это сделаешь хорошо, я тебе дам что-то интересное (вкусное). При такой постановке вопроса никогда не один ребёнок ничего не сможет выполнить хорошо, поскольку все его мысли будут направлены на приготовленный сюрприз.
12.Постарайтесь не ставить оценку во главе угла. Да, в какой-то степени это показатель знаний, но ведь возможно, что ребёнок просто растерялся, не сразу сообразил, как правильно ответить, а у педагога нет времени ждать. Есть дети медлительные, они должны подумать, а есть такие, которые вначале выполнят ответ, а потом думают. Приучите ребёнка: вижу - слышу - чувствую - думаю - говорю. Медлительному ребёнку надо придумывать игры, требующие быстрой реакции.
13.Постарайтесь в течение дня найти хотя бы полчаса, когда вы принадлежите только ребёнку, не отвлекаясь на домашние дела, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего для вас должны стать его дела, заботы, радости.
14.Выработайте единую тактику в семье: свои разногласия по поводу воспитания решайте без ребёнка; если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.
15.Во время учебного года есть свои критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, (3-4 недели для2-4 классов), конец второй четверти( примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти, и, конечно, последняя неделя в учебном году, когда все мысли уже на улице.
16. Не отмахивайтесь от жалоб ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учёбы.
17.Учтите, что 7-8 летние малыши очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает расслабиться, снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
|