Одним из необходимых условий для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников является создание определённой материальной среды-музыкального уголка.
Музыкальный уголок «Домисолька» 2 группы раннего возраста «Ягодка» (воспитатели Логинова Г.В., Омеленюк Т.В.) предназначен для развития слухового восприятия, чувства ритма и темпа, представлений о длительности звука, для развития творческих способностей, любознательности, формирования исполнительских навыков.
У малышей нет ещё опыта музыкальной деятельности и они не могут исполнять музыку, а лишь «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры.
В группе есть магнитофон, есть картотека с музыкальными играми, фонотека с музыкальными играми, фонотека с записями детских песен, звуками природы, музыкальных физминуток, утренней гимнастики.
Музыкальный уголок «Домисолька» находится в освещённом легкодоступном для детей месте. Создавая его, воспитатели учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
В уголке есть озвученные игрушки; погремушки, дудочки и т.д.
Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.
Есть музыкальные инструменты:бубны, барабаны и тарелочки, китайский барабан, металлофоны, колокольчики, детское пианино, трещётки, деревянные ложки, маракасы, гармонь, бубенцы, свистулька.
Постепенно знакомим детей с этими инструментами и их звучанием.
Есть не озвученные музыкальные игрушки; «звуковые книжки» и картинки, игрушки-заместители; дудочки, барабаны, неваляшки.
Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши играют напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. Шумовые инструменты; бутылочки и футлярчики, морковка с разными наполнителями (горох, гречка, пшено и т.д.).
В доступности для детей различные маски, настольный театр, плоскостной-магнитный театр, рукавичек театр, уголок «ряжения» для обыгрывания каких -то сюжетов.
А для танцевальных движений есть; ленточки, флажки, платочки, листочки. Большую помощь в организации музыкального уголка оказали родители.
Музыкальный уголок младшей группы «Барбарики» (воспитатель Семенова С.Ю.) – это место, где дети познают музыку и её красоту.
В музыкальном уголке имеется музыкальный центр, с помощью которого дети прослушивают музыкальные произведения: музыкальные сказки, детские песни, классическую музыку и т.д.
Имеются детские музыкальные инструменты: барабан, колокольчики, погремушки, бубны ( большие и маленькие), гармошка, дудочки, балалайки, флейта, свистульки, саксофон, металлофон, деревянные ложки, пианино (синтезатор), гитары (большие и маленькие), также Ванька – встанька Кот, поющие игрушки, микрофоны и др.
В музыкальном уголке имеется картотека музыкально – дидактических игр, папки: «Музыкальные инструменты», «Детские композиторы», « Музыкально – дидактические игры», ленты, флажки, платочки, султанчики, атрибуты к подвижным играм, иллюстрации, костюмы, флажки , листья на палочках и др.
Используется нестандартное музыкальное оборудование: маракасы, султанчики, музыкально - дидактические игры: « Я – пианист», «Волшебные цветы», « Весело – грустно», « На каком инструменте я играю», « Про кого песенка» и др.
Созданный музыкальный уголок помогает развивать представление о музыке, воображение детей, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь, создаёт радостное настроение.
В уголке для родителей предлагается консультация: «Создание музыкальных инструментов своими руками», «Классическая музыка в жизни детей», загадки и правила пользования музыкальными инструментами. Воспитатели выражают огромную благодарность всем родителям, кто принял участие в создании музыкального уголка.
В средней группе «Радуга» (воспитатели Енжаева Т.В., Папанова Н.А.) музыкальный уголок находится: в освещенном, легкодоступном для детей месте; соответствует глазу, действиям руки, росту ребенка, есть возможность переноса оборудования в другие места.
Можно взять инструмент, заиграть в любой момент!
Только руку протяни - здесь, на полочке они.
Оборудование музыкального уголка разделено на два уровня: для воспитателя и для детей. Чуть повыше размещены инструменты, которые используются детьми дозированно (клавишные - металлофон, аккордеон; струнные - арфа, балалайка; ударная установка). И те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ (флейта, дудочки, птички – свистульки).
На этажерке размещены синтезатор, ударные (бубны, барабан, ложки,), шумовые инструменты для детского оркестра: погремушки, колокольчики, , маракасы, трещётки, шумелки (пластиковые емкости с разными наполнителями) и изготовленное родителями нетрадиционное оборудование из бросового материала (маракасы, китайский барабан, бубен).
В музыкальном уголке есть материал для творческих сюжетно-ролевых игр: мягкие игрушки, образные музыкальные «поющие» игрушки (петушок, поезд с пассажирами, осьминожка, куклы - неваляшки). Есть и не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, гитара, дудочки, балалайки ) для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
Есть атрибуты к музыкальным подвижным играм («Кошка и котята», «Заинька», «Курочка - хохлатка», «Зайцы и медведь», и др.). Для детского танцевального творчества уголок пополняется по необходимости, по сезону (флажки, султанчики, цветные платочки, яркие ленточки с колечками, осенние листочки, рябинки, снежинки и т. п.).
Очень интересен детям пальчиковый театр «Рукавичка». Различные виды театра находятся в театральном уголке (Театр картинок ( фланелеграф, магнитная доска), Пальчиковый театр, Кукольный театр, настольный, Костюмы, маски для театрализации (крылья мухи, костюм белочки и др.).
Есть иллюстрированный материал для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов, музыкальных профессий (певец, танцор, музыкант, дирижер), иллюстрации по теме «Времена года», картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, книжки «Наши песни» (в них яркие иллюстрации к знакомым детям песенкам).
Подобраны стихи, загадки о музыкальных инструментах, музыке. Составлена картотека хороводных игр и хороводов, музыкально-дидактических игр.
Чтение и рассматривание книги Н. Носова «Незнайка музыкант» формирует у детей понимание того, что игра на музыкальных инструментах должна быть красивой, приятной, умелой.
Изготовленное графическое пособие «Эмоции» с всевозможными картинками, помогает детям определять характер музыки и музыкальных героев.
Для слушания детских песен и колыбельных песен имеется магнитофон и аудиозаписи, оформлена фонотека с музыкальным репертуаром к праздникам и развлечениям. Дети слушают звучание оркестра, колыбельные песни, а также мелодии, способствующие психологической релаксации; поют песни, водят хороводы, танцуют (есть танец, который мы исполняем на день рожденье детей), выполняют гимнастику, логоритмику, динамические паузы. Очень интересны детям звуки природы, музыкальные сказки (Колобок, Волк и семеро козлят) . Ребята знакомятся с аудиовизуальными пособиями: грампластинки, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеодиски.
Музыкальный уголок средней группы «Солнышко» (воспитатели Шабунина Л.Е., Никитина Т.А.) «Музыкальный теремок» стал продолжением «Книжного городка» и «Городом мастеров».
Целью функционирования «Музыкального теремка» является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей, сформируют положительное отношение к окружающему миру, семье, сверстникам и себе.
Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.
Музыкальный уголок разделили на два уровня: верхний уровень для воспитателей. На нём находится металлофон, который используется дозировано, и дудочки, свистульки , губная гармошка по санитарным нормам.
Нижний уровень для детей. В «Музыкальном теремке» имеются инструменты: погремушки, бубны, барабан, барабанная установка, бубенцы, колокольчики, треугольник, ложки; шумовые инструменты: гармонь, гитара, балалайка, синтезатор. Для распевания голоса имеется 5 ступенчатая лесенка с маленькой и большой матрёшками. Атрибуты к подвижным играм: «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».
Атрибуты к танцам: ленточки, листочки, султанчики, шарфики, платочки.
Иллюстрации музыкальных инструментов, картинки к песням, картотека музыкально-дидактических игр, картотека загадок о музыкальных инструментах, картотека стихов о музыке. Ширма настольная и набор игрушек, доска магнитная.
Уголок пополнился дидактическими играми:
- «Ритмический кубик». Цель его развивать звуковое внимание, ритмичность, закреплять звуковые представления о равномерной пульсации звуков (хлопки, щелчки, притопы и т.д.).
- «Три цветка» на определение характера музыки (спящее, плачущее, весёлое).
- «Узнай, какой инструмент звучит»,«Найди пару» и «Кто на чём играет?
Дети играют в игру «Сороконожка» на чувство ритма.
«Музыкальный теремок» обосновался рядом с театральным уголком, что позволяет детям подбирать отдельные атрибуты, необходимые в музыкально-театральной деятельности. Воспитатели тесно работают в контакте с музыкальным руководителем. Большую помощь в пополнение музыкального уголка оказали родители группы.
Целью музыкального уголка старшей группы «Пчелки» (воспитатели Анисимова Г.Н., Митенкова Н.Ю.) являются создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей, формирование положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе, выявление творческих способностей каждого ребенка, развитие эстетического вкуса детей.
В музыкальном уголке находятся:
незвучные музыкальные инструменты (гитара, гусли, микрофон) , которые развивают творческое воображение и музыкально слуховое представление, способствуют подражанию,
звучные музыкальные инструменты для творческого музицирования: погремушка, свистулька, балалайка, бубны, металлофон, барабаны, пианино, кастаньеты, саксофон, дудка, колокольчики,
самодельные музыкальные инструменты: бубен, трещотка, погремушки, гитара,
магнитофон, фото композиторов, музыкальных инструментов,
атрибуты к музыкальным подвижным играм и танцам, платочки, яркие ленточки с колечками,осенние листочки, снежинки.
В подготовительной группе «Звездочка» (воспитатели Агафонова Н.В., Богачкина Ю.П.) самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию . Дети проявляют самостоятельность, инициативность в музыкальной деятельности. В уголке «Веселые нотки» имеется оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда обеспечена разнообразным музыкально-дидактическим материалом .
Соблюдена оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. Имеются различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места.
Для успешного музыкального развития детей является наличие в музыкальном уголке Лэпбука.
С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме . Музыкальные игрушки в группе разнообразны по содержанию и красочно оформлены, они привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку.
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогли родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe.
Чтоб каждый выбрать что-то смог
На музыкальный наш урок,
Для нас всегда открыт друзья
Музыкальный уголок
«Веселые нотки».
Инструменты все на месте.
Будем мы играть все вместе.
В бубен постучим ладошкой,
В трещетки потрещим немножко,
В ложки звонко постучим,
Себя порадовать хотим.
Что же нам сейчас сыграть?
Может русскую начать?
У нас ведь много инструментов:
Свирель, гитара, ксилофон.
Труба, гармошка, бубны, флейта
И даже есть аккордеон!
Под нашу музыку поют
И пляшут все старательно-
Детишки,куклы,все вокруг,
И даже воспитатели!
|