На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Для формирования у детей младшей группы «Пчёлки» (воспитатель Анисимова Г.Н.) интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта, в группе создана «Маленькая лаборатория».
В процессе проведения несложных опытов, маленькие «Почемучки» превращаются в любознательных испытателей. Ведь эксперимент – это способ ознакомления детей с миром, в котором предстоит жить. Дети учатся мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
В процессе работы соблюдаются требования безопасности для жизни и здоровья детей. Старались собирать, что может быть интересно детям младшего дошкольного возраста, а также предметы, которые невозможно увидеть в повседневной жизни : картотека и книги с описанием опытов, контейнеры с крупами и семенами, солью и сахаром, с глиной и песком, шишки еловые и сосновые,
игрушки пластмассовые и резиновые, камешки речные и морские, ракушки, пластмассовые стаканчики и трубочки, микроскоп, лупа, зеркальца, цветная прозрачная плёнка, гуашь и пищевые красители, кисточки, свечи парафиновые, ёмкости для воды, ситечки для просеивания в игры с песком, бумага разной плотности, цвета и ткань, формочки, деревянные брусочки, колбы.
При возможности лабораторный материал пополняется.
В этом году в средней группе "Звездочка" (воспитатели Н.В.Агафонова, Ю.П.Богачкина) усилиями воспитателей и родителей создан "Уголок экспериментирования".
Это вместительный стеллаж с полочками, на которых расположены микроскоп, лупы, емкости для опытов, емкости с сыпучими и другими по качеству материалами, книги познавательного характера, модели с алгоритмами выполнения опытов, схемы.
С помощью родителей приобретена ткань и сшиты фартуки.
Уголок постоянно пополняется.
Это один из любимых уголков наших воспитанников, так как исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", помогают приобрести новые знания о том или ином предмете.
В средней группе "Барбарики" (воспитатель С.Ю.Семенова) экспериментальный уголок
пополнился набором пластмассовых и резиновых игрушек для игр и экспериментов в воде, бросовым материалом (ленты, тесьма, шнурки, перышки, трубочки), компасом, некоторыми пищевыми продуктами (соль, сахар, мука, крахмал), пищевыми и не пищевыми красителями.
С помощью родителей сшили специальную одежду: фартуки и нарукавники.
В уголке обновились коллекции "Пуговицы", "Ракушки", "Бумага".
Для оформления уголка экспериментирования в старшей группе "Ягодка" (воспитатели Г.В.Логинова, Т.В.Омеленюк) используется различный материал и приборы.
В этом году уголок пополнился материалами: лупы на каждого ребенка, природный материал (лекарственные травы), пуговицы, нитки, воронки, сода, крахмал, речные ракушки, фартуки и нарукавники.
Создавая уголок для экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе "Радуга" (воспитатели И.С.Петрухина, Т.В.Енжаева) поставлены задачи:
- развитие первичных естественно - научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
-формирование умений комплексно обследовать предмет.
При оборудовании уголка учитывали следующие требования: безопасность, достаточность, доступность расположения.
Все материалы распределили по разделам: «Песок», «Глина», «Камни», «Металл», «Ткань», «Резина», «Звук», «Свет», «Стекло», «Пух-перо», «Дерево», «Фигуры» (из разного материала).
Природный материал представили коллекцией камней, ракушек, листьев деревьев, мхом, семенами различных растений и др.
Создали папку «Бумага» (картон, копировальная, фольга, мелованная, бархатная, промокательная, самоклейная, гофрированная, калька, альбомная, тетрадная),
пополнили уголок приборами - помощниками: лупы, песочные часы, компас, микроскоп, весы, воронки, меры объёма и длины.
Родители сшили фартуки и нарукавники.
Представлен в уголке технический материал (гайки, болты, скрепки, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора), медицинский материал (пипетки с закруглёнными концами, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, шпатель).
В уголке также представлены разные красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски) и прочие материалы (зеркала, воздушные шары, цветное и прозрачное стекло, свечи, масло, соль, сахар и др.). Дети могут ознакомиться с книгами познавательного характера, атласами, сериями картинок с изображением природных сообществ. Для ведения фиксации детского экспериментирования есть дневник наблюдений, картотека опытов, схемы проведения опытов, картотека опытов для домашнего экспериментирования.
На виду у детей всегда карточки-подсказки «что можно, что нельзя», разрешающие-запрещающие знаки.
|